spydell (spydell) wrote,
spydell
spydell

Category:

Brexit

В основе современного Евросоюза лежит девять базовых принципов: свобода передвижения товаров, услуг, капиталов, людей, унификация законодательства, единая финансовая политика, единое политическое пространство (политическая солидарность), общая внешняя политика и политика безопасности (обороны) и последнее – европейское право и юридическое/правовое сотрудничество.

Свобода передвижения товаров и услуг подразумевает исключение любых попыток протекционизма/торговых войн между странами ЕС и политика нулевых таможенных пошлин, также принцип солидарности в выработке общих таможенных тарифов относительно третьих стран.

Свобода передвижения капиталов предполагает упрощенную процедуру трансграничных транзакций, инвестиций, операций купли и продажи материальных и финансовых активов, таких как недвижимость, земли, акции, облигации, паи, производные финансовые инструменты и так далее.

Принцип свободы передвижения людей упрощает процедуру регистрации межгосударственной миграции людей. Одним из договоров, который регулирует данный аспект – это шенгенское соглашение, подписанное в 1985 году, но регулярно модифицируемое и дополняемое вплоть до образования шенгенского законодательства в 1999.

Унификация законодательства базируется на более, чем 10 тысячах различных документах по межгосударственному сотрудничеству, так и в рамках национального аспекта, охватывая практически все сферы экономики, финансов и политики. Например, от образовательных стандартов, вопросов европейского развития науки и технологий до антимонопольного законодательства, бюджетной политики, энергетических доктрин и всеобъемлющей энергетической политики. Примеры можно привести сотни, там невероятное количество соглашений и договоров.

Единая финансовая политика, как правило, подразумевает унифицированное банковское законодательство, в том числе аспекты эмиссии ценных бумаг, основы регуляции рынков, различные банковские нормативы, требования и тысячи финансовых нюансов. Также взаимодействие центральных банков, европейская платежная система и многое другое.

Единое политическое пространство предполагает следование общеевропейским принципам в формате государственного устройства, конструкции политических партий, процедуры выборов, наличия референдумов, поддержки демократических принципов и децентрализации власти, также единое политическое пространство предполагает солидарность всех стран ЕС в следовании политическим решениям принятых в рамках генеральной линии ЕС.

Общая внешняя политика обязует все страны ЕС прямо или косвенно следовать «политики партии» в вопросе межгосударственное и межблокового взаимодействия со внешним миром. Невозможно, чтобы на официальном уровне одни страны, например, поддерживали Россию или КНДР, а другие конфликтовали.

Политика безопасности заключается в доступе к территории стран ЕС другими странам ЕС для прохода войск на учениях или в условиях войны, в доступе к военной инфраструктуре, обязательный военный альянс и обязательства поддержки любой страны ЕС, которая находится в условиях войны. Основные аспекты политики безопасности регламентированы в Common Foreign and Security Policy (общая внешняя и оборонная политика).

Европейское право и юридическое/правовое сотрудничество. Право ЕС очень сложно, оно многоуровневое, допускающее национальные специфику в праве. Углубляться в юридическое вопросы и структуру европейской правовой системы не буду. Однако отмечу, что многие нормативные акты, директивы, регламенты, рекомендации и заключения, принятые в рамках ЕС могут распространяться на членов ЕС.

Современный ЕС в составе 12 постоянных членов образовался в 1993 после подписания Маастрихтского договора в Нидерландах (февраль 1992). В 1995 расширились до 15 стран после присоединения Австрии, Швеции и Финляндии. В 2004 началась экспансию в Восточную Европу вплоть до 2013 года, когда была присоединена Хорватия. Базисом и прообразом ЕС было Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое эволюционировало свыше 40 лет. Ядром изначально были Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Италия и чисто номинально Люксембург, как некая финансовая надстройка для экономического блока. Швейцария и Норвегия не включены в ЕС, хотя функционирует по межгосударственным договорам и соглашениям, имитирующих процедурные и законодательные аспекты ЕС. Великобритания присоединялась к ЕЭС в 1973, но дефакто британцы в составе ЕС с самого момента его зарождения в современном формате.

Но вот захотели к выходу. По предварительным данным процент тех, кто за выход на протяжении последнего месяца и даже в момент референдума был с небольшой погрешностью эквивалентен проценту тех, кто за текущий формат (нахождения Британии в ЕС). На утро пятницы желающих выйти стало больше. Движение по фунту самое значительное за четверть века, а относительно доллара минимумы за 30 лет. Рынки посыпались вниз, показывая наиболее мощное отрицательное движение. Золото и серебро на максимумах за 1.5 года.

Невозможно на основе статистических данных подвести доказательную базу под гипотезу о преимуществах Великобритании в формате свободного плавания, т.к. за 40 лет мир серьезно изменился, и конструкция мировой политической системы не имеет ничего общего с тем, что было в 70-х. Другие времена, другие вызовы.

В текущем геополитическом, экономическом и финансовом формате выход Британии из ЕС даст не так много, как хотелось бы. С точки зрения финансового суверенитета никаких изменений не будет, Британия итак имеет значительное превосходство над всеми в Европе в этом вопросе. Каких-то фундаментальных преимуществ в законодательных аспектах также не просматривается. В ЕС нет законов, которые прямым образом несли ущерб Великобритании, а сами британцы в принципиальных для себя аспектах имеют решающий голос. В вопросах внешней политики британцы также доминируют и задают правила игры вместе с США, являясь первичным звеном в европейском обществе. Соответственно с обороной также никаких изменений.

Единственные области, где Англия имеет относительную свободу действий – это миграционная политика, что позволит ужесточить визовый режим и исключить приток беженцев. Ну и торговая политика с введением торговых пошлин, но это маловероятно, особенно в свете последних тенденций по тихоокеанским и трансатлантическим соглашениям. Да и не стоит забывать, что сам по себе выход из ЕС не развязывает руки в контексте протекционизма и торговых воин. Швейцария и Норвегия действуют в русле политики ЕС, хотя и не находятся в ЕС. Есть европейские соглашения, есть ВТО и есть последние мировые тенденции по упрощению торговли и сведению пошлин к нулю.

Поэтому, даже если допустить выход Великобритании из ЕС, а это я рассматриванию, как очень маловероятное событие, но даже если допустить, то пространство для маневра ограничено. Выход имел бы выгоду для стран, претендующих на имперский статус, чтобы вне контекста общеевропейских нравов и трендов строить альтернативный мир. Либо же наоборот - для слабых и зависимых стран, чтобы приобрести суверенитет.

Строить новую европейскую империю британцы точно не будут. Не то время, не те нравы и не тот состав. То положение, которое имеется устраивает элиты, как в Европе, так и в США. Великобритания имеет достаточный вес в ЕС на центры принятия решений наравне с Германией и Францией и в некоторых вопросах их превосходя (финансы и внешняя политика ЕС). В ущербном положении находится периферия Европы, маленькие и слабые страны, которые вынуждены подчиняться решениям, которые формируются США, Великобританией, Германией и Францией. Да и потом на ратификацию соглашения о выходе из ЕС может уйти от 3 до 5 лет. За это время пыль осядет.

Никакая катастрофа не просматривается, даже если предположить выход Англии из ЕС. Это все будет происходить с минимальными изменениями, с нудной бюрократической проволочкой и очень долго. Так или иначе все адаптируются под новый формат.

Европейские и американские элиты на данный момент преимущественно за сохранение текущего положения дел без резких рывков. Никто перекраивать геополитический, экономический или финансовый ландшафт в Европе не собирается. Они не для того строили архитектуру ЕС в середине 90-х, чтобы все сломать через 20 лет. Проблемы имеются, но не настолько критичные, чтобы все сколлапсировало.

Существует политическая импотенция, экономические проблемы, финансовые кризисы и тупики, миграционные проблемы, но в целом конструкция относительно устойчива. Лично я бы на развал ЕС не стал бы ставить в перспективе 5-7 лет. Выйдет ли Великобритания из ЕС? Маловероятно.
Tags: Великобритания, ЕС, Еврозона, фунт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 117 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →