spydell (spydell) wrote,
spydell
spydell

Categories:

Изменение покупательской способности (уровня жизни) доходов россиян с 1995 по 2015

Росстат выпустил данные по инфляции за декабрь 2015 и по зарплате населения, соответственно можно оценить уровень покупательской способности доходов в России. С 1995 номинальная зарплата выросла в 58 раз, с 2000 в 14 раз, с 2005 в 4 раза. Но какая покупательская способность?

На основе данных Росстата я рассчитал покупательскую способность зарплаты для товаров, цены на которые непрерывно публикуются с 1995 года по 2015 включительно. В таблице данные по состоянию на декабрь каждого года в количестве единиц товаров или услуг к фактическому доходу за указанный период . Например, в декабрь 2015 на номинальный доход (до уплаты налогов) можно было купить 93.6 кг бескостной говядины, а в 1995 около 59 кг. Т.е. покупательская способность (уровень жизни) по говядине выросла всего лишь в 1.6 раза, хотя номинальный доход (зарплата) в 58 раз. Таблица ниже огромная, поэтому открывается в отдельном окне и разделена на 5 частей.

Ухудшение жизни за последние 2 года катастрофическое. Кризис 2008-2009 даже рядом не стоял и это по официальным данным Росстата, где в последнее время имеет место занижение инфляции. Речь идет в первую очередь о товарах среднесрочного пользования, как одежда и обувь и долгосрочного пользования, как бытовая и цифровая техника, компьютеры. Суть в том, что, по всей видимости (данные это подтверждают), Росстат проводил ребалансировку потребительских качеств анализируемых товаров.

Элементарный пример. По Росстату ноутбуки в цене выросли на 17% (с 23.3 тыс до 27.5 тыс) за 2 года (с декабря 2013 по декабрь 2015), что расходится с реальностью раза в 2 минимум, а смартфоны всего лишь на 10% выросли в цене, что также является полным бредом для товаров сопоставимой категории. Как получилось?

Предположим, два года назад топовый компьютер с наилучшей доступной на рынке начинкой в виде высокопроизводительной видеокарты (nvidia GTX 780), процессора Core i7 4770k можно было взять за X рублей, теперь топовый компьютер с другой конфигурацией, но также лучшей на рынке начинкой (GTX 980/ Core i7 6700k), стоит 2.5X в виду роста курса доллара в 2.5 раза, но в долларах аналогично. Как сделать так, чтобы инфляция была не 150%, а 17%? Правильно, взять не топовый компьютер, а из среднего ценового диапазона (GTX 950, Core i5 6400). Опа, вот и готово! Теперь компьютер из среднего сегмента стоит так, как пару лет назад топовый. Компьютер есть? Есть! Работает? Да. А что еще надо? А то, что из другого сегмента производительности? Ишь вы что захотели - хавайте, что дают. При этом не так и важно, что компьютер в среднем ценовом сегменте тоже вырос в 2.5 раза по стоимости. Главное, чтобы был товар, а качество подождет. Эта логика применима к любому другому товару. Одежда не брендовая, а от азиатских нонеймов, колбаса более низкого качества и так далее.

У Росстата оценка стоимости на коммунальные, транспортные и телекоммуникационные услуги и товары из сегмента продуктов питания и бытовой химии еще как-то соотносятся с действительностью, а вот на товары длительного пользования и услуги спорно. В одежде и обуви десятки тысяч единиц номенклатуры даже в выбранной товарной группе. Выросла цена в два раза, возьмем то, что хуже по качеству и цена останется на месте, хотя то, что хуже по качеству тоже выросло в два раза, но сравнялось с тем, что год-два назад было в верхнем сегменте по потребительским свойствам. Вот такая проблема.

Но так что там с данными? Таблица ниже.
ППС1
ППС2
ППС3
ППС4
ППС5
ППС6
Что мы видим? Фантастическое снижение уровня жизни. Обратите внимание, что на население кризис 2009 не отразился практически никак. В таблице показано, что сейчас даже по отношению к 2010 году имеет место падение уровня жизни (два последних столбца со сравнением к 2010 и 2013 годам). Фактическое снижение уровня жизни, в реальном выражении, так сказать, в натуре.

Если сравнить продукты питания и напитки с 2013, то россияне стали богаче только в картофельном и свекольном измерении. Во всех остальных потеряли. Тамв таблице  свыше 220 видов товаров и услуг, естественно, не имеет смысла комментировать все, но некоторое не помешает. Покажу товары с преимущественно рублевым ценообразованием (не импорт), за редкими исключениями по фруктам и овощам.

Покупательская способность по чесноку опустилась к 2004 году, апельсины к 2006-2007 году, яблоки к 2010-2011, капуста – 2007, морковь и картофель остаются на высоком уровне.
ППС9
По крупам не лучше. Практически по всем видам покупательская способность снизилась к 2006-2007 годам.
ППС10
По хлебу и хлебобулочным изделиям чуть лучше – уровень 2010 года, но ухудшение все равно происходит.
ППС11
По чаю, кофе и сладостям снижение покупательской способности произошло резко и стремительно – до 2005 года почти по всем категориям.
ППС12
С мясными продуктами «мягче» - всего лишь 2007 год, за исключением куриных окорочок, где по покупательской способности примерно, как в 2011.
ППС7
По большинству молочных продуктов покупательская способность упала к 2005-2007
ППС8
С лекарствами значительно хуже. В 2015 валидол можно было купить столько же, сколько в 90-х годах и почти в 6 раз ниже, чем в 2011. По группе отечественных лекарств в среднем до уровня 2005-2006 грохнулись.
ППС13
С развлечением и местами культурного сопряжения за последние 20 лет доступность почти не выросла. Т.е. цены на музеи, выставки, театры и кинотеатры росли в темпах роста номинальной зарплаты. С санаториями и домами отдыха – 2007 год.
ППС14
С услугами медицины и стоматологией все более драматично. Например, изготовление съемного протеза и изготовление коронки на худших уровнях покупательской способности с конца 90-х.
ППС15
Доступность транспорта с конца 90-х увеличилась в среднем в два раза, но стагнирует с 2006. По авиаперевозкам там статистический глюк, когда в 2011 Росстат стал учитывать только эконом класс.
ППС16
С услугами ЖКХ все понятно. Цены растут в среднем на величину инфляции и около нормы чистого приращения номинальных доходов, поэтому доступность услуг ЖКХ не меняется 10 лет, а по газу и услугам капремонта даже хуже, чем в 90-х.
ППС17
Из этого главный вывод. На группы товаров и услуг с рублевым ценообразованием доступность находится на уровнях десятилетней давности для населения России. По большинству услуг, в том числе ЖКУ, культура, развлечение, медицина, образование за последние 20 лет особых изменений не произошло. Т.е. сейчас за полученный доход народ России может купить примерно столько же базовых услуг, как в конце 90-х, в начале 2000 (за исключением транспорта и связи, где покупательская способность выросла в среднем в два раза). В этом плане богаче не стали. С товарами значительно лучше. Доступность выросла в разы с 90-х годов (подробности в таблице). Но с 2005-2007 практически не изменилась, опять же, за редкими исключениями.

За 2 года номинальный доход вырос менее, чем на 10%. Учитывая последние тенденции в бюджетной сфере с необходимостью секвестра бюджета нет объективных причин ожидать прироста номинальных доходов в 2016 году выше, чем на 5% при инфляции выше 10%. 2016 год станет хуже 2015 в плане доступности базовых товаров и услуг, тем самым покупательская способность может опуститься с уровней 2005-2007 до 2004-2005, т.е. 12 лет на нуле. Это еще никаких санкций не вводили против России и негативные тенденции после инвестиционного паралича реализовались не в полной мере.
Tags: Россия, доходы, население, ппс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 166 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →