spydell (spydell) wrote,
spydell
spydell

Categories:

Нефтегазовая игла государственных бюджетов

В прошлой статье продемонстрировал базовые показатели государственных бюджетов стран нефтегазовых экспортеров. Теперь собственно, нефтезависимость гос.бюджетов за последние 25 лет. Какая доля нефтегазовой ренты в бюджете?

Бюджет – представляет собой консолидированный счет бюджета центрального/федерального правительства и всех субъектов/муниципальных/региональных образований. Нефтегазовая рента – все доходы (прямые и косвенные), которые государство изымает непосредственно с экспортеров нефти и газа.
нефтегаз1
Критически высокая зависимость от нефти/газа в Ираке, Кувейте, Ливии, Омане, Гвинее и Брунее. Там под 90-95% формирования бюджета за счет сырья.
Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Нигерия, Ангола, Азербайджан и Конго формируют государственный бюджет в среднем на 70-75% за счет нефтегаза.

Алжир, Катар, Чад и Габон на 55-60%. Казахстан и Йемен на 50% В Иране до санкций и нефтяного эмбарго было в среднем 70%, сейчас 40-45%. Данные по Венесуэле оценочные. Сейчас у них вообще не поймешь, что с бюджетом и куда идут нефтедоллары.
нефтегаз2
В России нефтезависимость составляет в среднем около 30%, стабильно на протяжении 9 лет с 2005. Данные не охватывают 2015 год. В начале нулевых было 12-15%, а в конце 90-х около 5-10%. Как видно, структура бюджета практически не меняется, а доля нефтегаза в бюджете зависит от 2 составляющих – физический объем поставок, который вырос более, чем в 2 раза с конца 90-х и собственно цена.
нефтегаз3
По меркам Африки и Ближнего Востока зависимость в России не столь и высока, но это если сравнивать с недоразвитыми странами. Однако, учитывая амбиции и геополитические запросы – это непозволительно много. Ни одна развитая страна не имеет зависимость от одной отрасли более, чем на 8%. Норвегия с 35-40% зависимости, как исключение в виду размера и количества населения.
нефтегаз4
В целом все без исключения крупные страны нефтегазовые экспортеры показывают нулевую склонность к структурным трансформациям в отсутствии внешних или внутренних шоков, как например, войны, революции, санкции. Т.е. если цены стабильны, рынки сбыта стабильны, отсутствуют внутренние или внешние военно-политические катаклизмы, то доля нефтегаза на протяжении десятилетий не меняется, что как бы намекает на положении стран в мировом разделении труда и капитала.

Изменение доли нефтегаза в таблице, как правило, связано не с изменение структуры экономики и гос.бюджета, а с изменением объема экспорта сырья, либо из-за цены, либо по физ.объему.
нефтегаз5

Данные от источников МВФ и на основе моих расчетов.

Представленные страны – это под 93% чистого экспорта нефтегаза по миру (остальное Канада, Мексика, Малайзия, где доля ниже 50% от экспорта и Туркменистан, данных по которому нет). Все без исключения страны в таблице имеют доля нефтегаза свыше 50% от совокупного экспорта товаров. Зависимость от сырья критически высока, но что еще не менее важно – ни одна из представленных стран не имеет не то, что хайтек производства, но даже развитой промышленности высоких переделов. Т.е. это страны с чрезвычайно отсталой или отсталой экономикой, с полностью отсутствующими или слабо развитыми технологиями и под высокой зависимостью от конъюнктуры на товары, цены на которые под контролем США. Дефакто, страны, живущие с благословения США ))
Tags: Ирак, Иран, ОПЕК, Россия, Саудовская Аравия, бюджет, газ, нефть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 157 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →