?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Дотаргетировались. Инфляционное давление в России не просто огромно, оно чудовищно… Если бы не сектор услуг, ограничивающий общий рост цен (главным образом за счет ЖКУ, связи и транспорта), то инфляция могла быть совсем запредельной. Однако, сектор услуг имеет особенность реагировать на рост цен с запозданием в 6-12 месяцев, поэтому после того, как рост цен на товары будет ослабевать, то инфляционное давление будет поддерживаться сектором услуг.

За январь месячный рост цен составил 3.9% (январь 2015 к декабрю 2014) - это максимальный рост цен с 1999 года! За декабрь цены выросли за месяц на 2.6% - максимальный рост аж с 1998 года! За ноябрь на 1.3% -максимум с 2002. В годовом выражении рост на 15% (январь 2015 к январю 2014) – это наивысшие темпы инфляции с лета 2008 и сопоставимы с 2002.
цены1
С момента, когда в России начался неуправляемый крах валютного рынка (конец октября 2014), цены выросли на 8% по официальной статистике. Это свыше 30% в годовой динамике.

Обычно в России применим коэффициент один к трем относительно масштабов девальвации рубля. Например, если доллар растет к рублю на 50% за год (по среднемесячным значениям курса) – это приводит к инфляции около 15-17% годовых, если же рост доллара составляет свыше 100%, то инфляция приближается к 35% (гг).
цены2
Это обуславливается структурой потребительских расходов и степенью проникновения импортной продукции на розничной рынок, также зависимостью российских производителей от иностранных комплектующих. В Японии и Корее, где большая часть потребительских расходов замыкается на национального производителя, весьма ограничена степень подверженности негативным эффектам от обесценения нац.валюты. В России, конечно, иначе. Доля продукции национального производителя в сегменте розничных продаж товаров длительного пользования составляет не выше 20%. Под национальным производителем понимается российский производитель (бренд), большая часть комплектующих и оборудования которого также российские. Более подробно относительно доли импорта здесь.
Так что девальвация автоматически сказывается на розничных ценах, чудес не бывает.

Проблема усугубляется тем, что в отличие от предыдущих кризисов, сейчас темпы роста номинальных доходов приближаются к нулю. Т.е. большинство населения России на руки получают зарплату примерно такую же, как и год назад. По статистике Росстата, за декабрь номинальная начисленная зарплата составила почти 42 тыс рублей до выплаты НДФЛ для всех занятых (считается как фонд оплаты труда за вычетом страховых сборов разделить на среднее количество занятых за период). К декабрю 2013 рост всего на 5.9% - это, кстати, самый низкий рост номинальной зарплаты в истории современной России.

Средняя зарплата за год 32.6 тыс рублей (+8.2% к 2013). Это вновь самые низкие темпы роста зарплат в истории России. До 2014 последние 3 года номинальные среднегодовые зарплаты росли на 12-13% в год. До кризиса 2008 до 25% типичный годовой рост был.

Учитывая рекордную за 15 лет инфляцию логично предположить, что с реальными доходами все плохо? Так и есть.
цены2б
По декабрь 2014 падение реальных доходов составило 5.9% (это хуже, чем в 2008). А в январе 2015, учитывая известные темпы инфляции и оценочный рост доходов, то падение реальных зарплат ускорилось до 7.9%. Дно кризиса 2008-2009 было в июле 2009, когда падение доходов было около 5%. Сейчас уже в два раза хуже, чем в 2008, если предположить дальнейший разгон инфляции.

Последний раз нечто похожее было только в момент дефолта 1998 и после распада СССР в 1992 (там реальные доходы за год падали до 35-40% в год).
Т.е. текущая глубина кризиса в России превосходит 2008 год! Но худшее, по всей видимости, еще впереди, т.к. зарплаты бюджетников могут даже сократиться в номинальном выражении в 2015 (или расти около нуля), т.к. выпадает доходная база госбюджета (после обвала цен на нефть) и затруднен процесс финансирования дефицита гос.бюджета. Бизнес также не имеет особых возможностей повышать доходы выше уровня инфляции, т.к. спрос и рентабельность падает при необходимости гасить долги на фоне заблокированного кредитования со стороны ЦБ РФ.

В целом все выглядит несколько более драматически, чем я себе представлял в декабре. Пока официальные правительственные структуры и всякие там МЭР прогнозировали инфляцию в 2015 ниже 10%, я в силу своего безграничного оптимизма и осторожности оценивал инфляционное давление в 15-17%, но мы уже перелетели через этот рубеж в начале года и выходим на траекторию к 20% и выше. Оценочная инфляция в 2015 может достичь 22-25% к концу года (в среднем за год) и до 35% на пике в середине года.

Все это может привести к тому, что реальные доходы населения сократятся на 15% и более в этом году, что станет настоящей катастрофой для многих. Стоит отметить, что одним из весомых драйверов потребительского безумия в России было кредитное расширение. Брали кредиты на все, что только можно взять. Общая кредитная нагрузка населения выросла почти в 3 раза с 2010 года до 12.2 трлн (на декабрь 2014), из которых 3.5 трлн ипотечные кредиты. Денежно-кредитная диверсия ЦБ в 2014 приведет к тому, что не только новых кредитов брать не смогут, но и по старым платить.

После стагнации доходов при рекордном росте цен за 15 лет, большая часть доходов будет уходить на обязательные платежи и расходы (питание, ЖКУ, транспорт), а с учетом обслуживания долга и всяких страховок расходы могут превысить доходы и возможностей для оптимизации расходов будет не много. Так что банкротства многих заемщиков в 2015 станут обычным явлением.

На какие категории товаров цены выросли сильнее всего?
цены3а
продолжение
цены3б
Красным цветом в таблице – максимальное инфляционное давление по выбранной категории товаров или услуг за январь месяц относительно предыдущего месяца (декабря), зеленым – минимальное инфляционное давление.

Видно, что услуги несколько сдерживают общий рост цен, однако все равно рост запредельный, немыслимый почти на все категории. Наиболее зверски цены выросли на плодоовощную продукцию (22%), фрукты (почти 17%), по рыбопродукции и консервам выше 5%, по медицинским товарам и медикаментам выше 6%, на электротовары и другие бытовые приборы также выше 6%, на легковые авто рекордные 5.6% (за январь никогда так сильно не росли). Это все за месяц, т.е. январь к декабрю!!

А это динамика год к году на январь месяц.
цены4а
продолжение
цены4б
Кстати, за январь средняя зарплата в долларах около 480 долларов (до НДФЛ) – также, как в феврале 2009 и в марте 2007, т.е. долларовая зарплата за 8 лет не выросла ))

В годовом исчислении обрушение на 45%. В кризис 2009, когда рубль просел с 24 до 36, зарплаты в долларах падали на 23% в годовом выражении. На 45% и ниже падали только в 1998.
цены5
Т.е. по совокупности факторов: уровень инфляции, реальная рублевая зарплата и номинальная долларовая зарплата мы вернулись в 1998… ЦБ РФ можно поздравить. Дотаргетировались таки! Хорошо поработали с ограничением инфляционного давления. Но тут как смотреть? С точки зрения содействия США сработали неплохо, с точки зрения национальной экономики и фин.системы - полная катастрофа.

Comments

( 278 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
her_shadow
9 фев, 2015 05:33 (UTC)
3% по мясопродуктам?
2% по молочной продукции?

Я думаю такие цифры надо вместе со статсборником (бумажным, потолще) кое-куда засовывать авторам.

Edited at 2015-02-09 05:34 (UTC)
spydell
9 фев, 2015 05:38 (UTC)
Я проверял данные Росстата методами выборочного интегрирования. С точки зрения статистики все считают относительно правильно, но сами исходные данные вызывают сомнение. Как они делают? Например, по молоку в Москве. Ходят по разным магазинам и выписывают цены по различным магазинам в разных районах на выбранную номенклатуру и считают среднее. Хотя хотят внедрить автоматические методы, чтобы торговые сети сообщали динамику цен в онлайн. Но, если надо занизить инфляцию, то выбирают молоко более дешевой категории в магазинах, предлагающие наименьшие цены. В итоге средняя цены по статистике выходит заметно ниже фактической. Так по ощущениям, инфляция уже заметно выше 40-50% на продукты питания.
(без темы) - her_shadow - 9 фев, 2015 05:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 9 фев, 2015 12:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - starkov_blues - 9 фев, 2015 05:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - her_shadow - 9 фев, 2015 05:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 01petr - 12 фев, 2015 08:21 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
lab_sr
9 фев, 2015 05:42 (UTC)
Таки тявкнула, шавка пендосовская)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lab_sr - 9 фев, 2015 05:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - botom - 9 фев, 2015 06:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rexby63 - 9 фев, 2015 08:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - retiredwizard - 9 фев, 2015 18:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nousetoarguebro - 12 фев, 2015 00:39 (UTC) - Развернуть
russ_79
9 фев, 2015 05:35 (UTC)
ЦБ РФ - агент врага.
страна своей национальной валюты по факту не имеет.
обнищание усиливается.
пожар мировой войны всё ярче.... "весело", короче. ((((((
(Удалённый комментарий)
(без темы) - russ_79 - 9 фев, 2015 05:41 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - russ_79 - 9 фев, 2015 05:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - volch555 - 9 фев, 2015 09:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - genm144 - 9 фев, 2015 16:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - isidorobaltazar - 9 фев, 2015 09:00 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - isidorobaltazar - 9 фев, 2015 09:01 (UTC) - Развернуть
blade_g
9 фев, 2015 05:37 (UTC)
теперь весь вопрос в том, кто кого переборет - падение доходов и цены или наоборот.
Будет падение спроса и падение цен или нет
her_shadow
9 фев, 2015 05:38 (UTC)
Падения цен не будет, они определяются нерыночно.
(без темы) - blade_g - 9 фев, 2015 05:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mikhailc - 9 фев, 2015 09:22 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - mikhailc - 9 фев, 2015 11:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - her_shadow - 9 фев, 2015 17:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spydell - 9 фев, 2015 05:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blade_g - 9 фев, 2015 05:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - filin17 - 9 фев, 2015 06:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 9 фев, 2015 07:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blade_g - 9 фев, 2015 07:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 9 фев, 2015 07:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blade_g - 9 фев, 2015 07:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 9 фев, 2015 07:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blade_g - 9 фев, 2015 07:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 9 фев, 2015 08:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blade_g - 9 фев, 2015 08:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 9 фев, 2015 08:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blade_g - 9 фев, 2015 08:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 9 фев, 2015 09:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blade_g - 9 фев, 2015 09:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - belerafont_sr - 9 фев, 2015 19:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blade_g - 9 фев, 2015 20:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 10 фев, 2015 07:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blade_g - 10 фев, 2015 07:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 10 фев, 2015 10:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blade_g - 10 фев, 2015 10:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - а б - 9 фев, 2015 10:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 9 фев, 2015 07:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - her_shadow - 9 фев, 2015 08:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 9 фев, 2015 08:40 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - zarathustrarus - 10 фев, 2015 10:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mikhailc - 9 фев, 2015 09:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - retiredwizard - 9 фев, 2015 18:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mikhailc - 9 фев, 2015 18:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - retiredwizard - 10 фев, 2015 17:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - igo300let - 9 фев, 2015 10:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - blade_g - 9 фев, 2015 10:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mikhailc - 9 фев, 2015 17:33 (UTC) - Развернуть
xiomar
9 фев, 2015 05:37 (UTC)
и сразу офф
Доходность по немецким бундам упала ниже цифра по японским облигациям. Впервые в истории. Немецкая доходность по 10-и летним бондам теперь 0,297%. Круто. Еврозона идет в разнос.

http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-02-09/japan-sold-all-but-bunds-as-german-yields-were-turning-japanese
spydell
9 фев, 2015 05:39 (UTC)
Re: и сразу офф
У нас под 20%. Иногда хочется европейских проблем надолго, так навсегда, например. Дефляцию хочется и нулевые ставки по кредитованию. Но кажется мы живем в другом мире
Re: и сразу офф - xiomar - 9 фев, 2015 05:54 (UTC) - Развернуть
Re: и сразу офф - tujh_007 - 9 фев, 2015 13:27 (UTC) - Развернуть
Re: и сразу офф - inros1 - 10 фев, 2015 16:32 (UTC) - Развернуть
Re: и сразу офф - (Анонимно) - 9 фев, 2015 05:42 (UTC) - Развернуть
polinom70
9 фев, 2015 05:39 (UTC)
падение цен?
падение цен? За 50 лет жизни не видел НИ разу...
(Удалённый комментарий)
(Анонимно)
9 фев, 2015 05:41 (UTC)
Бл... Ты же говорил, что санкции, курс доллара никак не скажется на простых гражданах. Опять напи...ел???
(Удалённый комментарий)
(без темы) - (Анонимно) - 9 фев, 2015 05:50 (UTC) - Развернуть
starkov_blues
9 фев, 2015 05:44 (UTC)
Паш! Зря ты написал, о торможении доходов - это как раз сдерживающий для инфляции фактор.
Если бы доходы росли, то мы сейчас мы бы видели доллар за 100 и инфляцию в 60%.
В данном случае стагнация доходов сдерживает инфляцию, хотя и вымывает накопления.
Впрочем, производительность труда также не позволяет повышать доходы в экономике, а уж бюджетникам дай Бой не потерять бонусы.

В кои веки у нас инфляция носит чисто монетарный характер, так что и лечить её будут монетарным сжатием - наш ЦБ ничего больше делать не умеет.
spydell
9 фев, 2015 05:48 (UTC)
Да, тормозит. Поэтому результирующая инфляция по итогам года будет меньше 25%, если рубль еще не грохнется, то в 2016 будет впервые в истории дефляция.
(без темы) - blade_g - 9 фев, 2015 06:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kivi_rtsb - 9 фев, 2015 09:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - genm144 - 9 фев, 2015 16:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kivi_rtsb - 9 фев, 2015 18:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - atomny_zai - 9 фев, 2015 06:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 9 фев, 2015 07:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dark_light - 9 фев, 2015 08:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - atomny_zai - 9 фев, 2015 10:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dark_light - 9 фев, 2015 11:42 (UTC) - Развернуть
xiomar
9 фев, 2015 05:49 (UTC)
Думаю наш ЦБ спустит ставки уже скоро. Придется это делать. Курс доллара и инфляция качнется опять вверх. На нефть надежда. Куда же мы без нефти.
greaterr
9 фев, 2015 10:52 (UTC)
Вывод у кремлебота как всегда феерически глупый: "ЦБ РФ можно поздравить. Дотаргетировались таки! Хорошо поработали с ограничением инфляционного давления. Но тут как смотреть? С точки зрения содействия США сработали неплохо, с точки зрения национальной экономики и фин.системы - полная катастрофа".

Т.е. виноваты не власти, которые настолько неэффективно воспользовались пятнадцатью годами высоких цен на нефть, что рублёвая денежная масса оказалась абсолютно ничем не обеспечена? Это не власти повысили ЗП военным и полицейским в 2 раза несколько лет назад, это не они наплодили галактическую армию чиновников, создав огромные коррупционные издержки? Это не власти создали тотальную зависимость от импорта во всех сферах? Это не подвластные государству монополии каждый год поднимали цены?

А виноват ЦБ, который не смог справится с результатами этой бездарной политики государства, имея в арсенале фактически один инструмент - ставку?

И действительно, с точки зрения содействия США наша власть все 15 лет работала очень хорошо и прилежно - создала эталонный сырьевой придаток, сидящий на импорте. Можно очень просто держать такое государство за яйца: манипулируя ценами на сырьё.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - partizann_ru - 10 фев, 2015 15:07 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
9 фев, 2015 06:39 (UTC)
А как еще перезагрузить экономику?
Кроме инфляции, нужна еще безработица 10-15%, что бы народ хоть как то шевелиться стал, работать никто не хочет, бегают с одного предприятия на другое, производительность труда минимальная, понятно что будет хреново, а дальше от нас зависит, нельзя всю жизнь сидеть на нефтяной игле, рано или поздно придется слезать. Печально, но что делать мы к этому давно шли. Пенсионеров жалко это да, а остальные работу найдут никуда не денутся.
(Анонимно)
9 фев, 2015 06:55 (UTC)
Re: А как еще перезагрузить экономику?
Ага, от хорошей и сытой жизни бегают, чтоб жирок растрясти.Профсоюзы как то уже намекают, а не докуя ли разрывы в зп? Чо касается производительности труда то это к эффективным манагерам, эффективность рабочего места определяется прежде всего организатором этого места, а не работником. Все что умеют, это лопату дать побольше вместо экскаватора ибо его то и спиздили.
(Анонимно)
9 фев, 2015 06:51 (UTC)
Не все так плохо. Игры для XBOX ONE не подорожали. Наоборот регулярные скидки.
И в Стиме пока все нормально.
derik_536
9 фев, 2015 09:00 (UTC)
Адресат всех этих радостей известен - ПХЛ:


saavas
9 фев, 2015 07:05 (UTC)
Инфляцию в 30% так просто не загасить. Оценок я не встречал, но думаю, если гасить больше 10% в год, можно загасить экономику (издержки предприятий растут соответственно уровню инфляции, а спрос недостаточен. Чем быстрее гасим, тем больше уровень банкротств). С другой стороны, спрос очевидно переориентируется с импорта на продукцию местного производства, т.е. в первую очередь пострадают импортеры и они должны принять на себя удар сжавшегося спроса. Тем не менее с учетом отраслей, которые полностью на импорте, в экономику нужно вливать деньги, только делать это не через кредиты ЦБ, а через бюджетный дефицит.
zarathustrarus
9 фев, 2015 07:10 (UTC)
Ерунда. Чтоб кто-то переориентировался на продукцию местного производства, нужно расширять это самое производство. А чтоб расширять производство нужны кредиты. А кредитов нет. Значит выход один - местные производители вместо расширения производства будут повышать цены вслед за импортом.
(без темы) - saavas - 9 фев, 2015 07:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 9 фев, 2015 07:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - saavas - 9 фев, 2015 07:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 9 фев, 2015 08:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uglynoob - 9 фев, 2015 10:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - saavas - 9 фев, 2015 12:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uglynoob - 9 фев, 2015 13:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - saavas - 9 фев, 2015 14:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uglynoob - 9 фев, 2015 14:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 9 фев, 2015 16:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - justbulat - 9 фев, 2015 21:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - saavas - 9 фев, 2015 22:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - justbulat - 9 фев, 2015 22:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - saavas - 10 фев, 2015 06:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - volch555 - 9 фев, 2015 09:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zarathustrarus - 10 фев, 2015 10:27 (UTC) - Развернуть
paidiev
9 фев, 2015 07:38 (UTC)
Отмена контроля за валютным курсом автоматом
приводит к резкому всплеску инфляции в условиях экономики типа рф и банковскому кризису. А уж как это делалось...
Это во всех учебниках написано. Последствия просто на удивление незначительные, по идее уже всё должно было рухнуть в ходе паники вкладчиков и клиентов банков.
saavas
9 фев, 2015 07:53 (UTC)
Re: Отмена контроля за валютным курсом автоматом
Не факт. В данном случае гораздо важнее было падение цены на нефть.
a_n_g_a_r_skaya
9 фев, 2015 07:46 (UTC)
а какой может быть результат когда экономическим блоком правительства рулят иностранные агенты типа Дворковича!
(Анонимно)
9 фев, 2015 09:43 (UTC)
Ага - и его папа - шахматист Дворкович туда же - из госдепа
(без темы) - (Анонимно) - 9 фев, 2015 16:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_n_g_a_r_skaya - 10 фев, 2015 05:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 10 фев, 2015 09:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_n_g_a_r_skaya - 10 фев, 2015 11:35 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 278 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

spydell
spydell

Latest Month

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

ABOUT THIS LJ


Rambler&apos;s Top100





Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow