?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Куда все летит, куда все движется? По чисто формальным объективным показателям экономика России по состоянию на конец 2014 года еще не в столь глубокой заднице. Пока держимся. По крайней мере, глобальной катастрофы не выявлено. Однако, важно понять и оценить некоторые объективные показатели. Существуют показатели ВВП, промышленного производства, но в столь неспокойное время многие статведомства имеют особенность несколько завуалировать реальное положения дел, играясь с дефляторами, чтобы падение экономики было не столь сильным, какое оно есть на самом деле. В этом аспекте необходимо иметь комплекс индикаторов, которые бы имели высокий вес в контексте отраслевой структуры экономики и в то же время коррелировали с общей бизнес активностью в стране, при этом были стандартифицированы (сопоставимы).

Поэтому логично выбрать натуральные (физические) объемы производства и добычи по основным промышленным категориям, таким как нефть, газ, уголь, электричество, сталь, чугун, цемент и прочие.

Начну с основного – энергоресурсы.
промышленность1
Наиболее сильная корреляция с экономической активностью у производства электричества, где динамика энергопотребления почти полностью повторяет кривую реального ВВП. В целом, годовые темпы приращения объемов добычи и производства угля, газа и электричества снижаются, уходя в отрицательную область. Правда за ноябрь было добыто рекордное количество угля – почти 34 млн тонн за месяц, но судя по всему, аккумулировались запасы для безвозмездных поставок угля на Украину.

Нефть добывают в среднем 41-42 млн тонн в месяц, годовая добыча растет примерно на 1%. Текущий годовой объем добычи нефти рекордный для России. Добыча газа падает и находится на уровне 10 летней давности. Добыча угля ниже, чем в 2011, но примерно на 10% выше, чем на пике2007-2008. Производство электроэнергии стагнирует 4 года с тенденцией на снижение с 2013. Общий уровень производства лишь немногим выше 2007-2008 годов.

Производство чугуна и стали на 7-10% ниже пиковых уровней 2007-2008.
промышленность2
В 2011 достигли посткризисного локального пика и начали снижаться вплоть до 2014. В прошлом году немного стабилизировались, даже с небольшим ростом. Весомую поддержку металлургам оказывают гос.заказы в ВПК. Замечен рекордный рост производства стальных труб.

В ретроспективном анализе физические объемы в металлургической отрасли имеют стагнационный характер, уступая докризисным показателям.

Производство цемента и железобетона - самые точные индикаторы строительной активности в стране, которые имеют исключительную корреляцию со всей строительной отраслью и высокую корреляцию с капитальными инвестициями в стране.
промышленность3
Темпы роста производства цемента и железобетона падают с 2010 года, но темпы еще в положительной области, правда, приближаясь к нулю. Совокупное производство цемента на 20% выше докризисных максимумов и на рекордных уровнях в настоящий момент – 6 млн тонн в месяц, а железобетон ниже докризисных уровней и сейчас около 2.25 млн куб.м.

Деревообработка также важна. Высокая корреляция с бизнес активностью и потребительской уверенностью. С 2011 заметна стагнация с тенденциями на снижение.

Однако, есть нечто, что близко к полной смерти. Выпуск тракторов, бульдозеров в России почти полностью прекратился, буквально единицы сходят с конвейера.
промышленность4
Их раньше производили «почти-ничего», а сейчас совсем плохи дела. Аналогично с комбайнами и различно кузнечно-прессовыми машинами. В целом отрасль сельскохозяйственной и строительной техники в России практически ликвидирована, что смотрится просто дико, учитывая достижения мирового уровня в ВПК.

В транспорте дела немного лучше, но тенденции удручающие.
промышленность5
Производство грузовых авто посыпалось на 20% (не считая кризиса 2009, абсолютный уровень производства грузовых авто на минимуме за 15 лет), производство автобусов на 25% упало (минимумы за 15 лет), легковых авто на 10% (однако там высока доля заводов с иностранным участием, отсюда такая высокая база). Производство вагонов за последние пару месяцев рухнуло более, чем в два раза. Хотя база еще высокая (для грузовых вагонов), но в 2015 нырнут по всей видимости на уровень 2009 года.

Но все же есть отрасли, которые смотрятся неплохо.
промышленность6
Пищевка в целом выиграла от санкций, а производство мяса и субпродуктов бьет все рекорды. Рост в минеральных удобрениях и устойчивое положение производства пластмасс.

Какие промежуточные выводы можно сделать? Легкая промышленность в относительно устойчивом положении (пищевке почти неведом кризис ни в 2008, ни сейчас), сырьевое производство и металлургия стагнирует, высокотехнологичная промышленность либо отсутствует, либо самоуничтожается. По сути высокоточное и наукоемкое производство вытягивает только ВПК. Без доли заказов от оборонки было бы совсем плохо. Гражданский и коммерческий сектор почти не генерирует заказов на отечественную продукцию в хайтеке и машиностроении.

Но существуют опасения, что худшее еще впереди для промышленности, т.к. последние данные за октябрь-ноябрь показывают резкое ухудшение, а для развертывания высокотехнологического производства нет ни ресурсов, ни времени, ни политической воли. По крайней мере, в этом направлении отсутствует внятная гос.стратегия.

Comments

( 147 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
prostokomp
8 янв, 2015 06:15 (UTC)
/// Правда за ноябрь было добыто рекордное количество угля – почти 34 млн тонн за месяц, но судя по всему, аккумулировались запасы для безвозмездных поставок угля на Украину.

Ахметовские шахты в Ростовской области? Не, не слыхали....
spydell
8 янв, 2015 06:17 (UTC)
Ну да, украинский эффект
obskurant
8 янв, 2015 06:16 (UTC)
С газом понятно, кстати, Газпром сократил добычу почти на все украинское потребление.
spydell
8 янв, 2015 06:24 (UTC)
Долгосрочные последствия могут быть хуже для нефтегаза, т.к. многие западные нефтесервисные компании уходят из России (которые бурили и обеспечивали всю инфраструктуру), а своих мирового уровня нет так и много. По крайней мере, доля западных технологий была свыше 60%. Это значит, что обеспечивать даже текущую добычу будет сложно по мере выработки месторождений.
(без темы) - obskurant - 8 янв, 2015 06:28 (UTC) - Развернуть
не прокомментируете? - (Анонимно) - 8 янв, 2015 07:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - retiredwizard - 8 янв, 2015 09:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - obskurant - 8 янв, 2015 09:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - asharky - 8 янв, 2015 08:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vavasik2006 - 9 янв, 2015 10:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - asharky - 9 янв, 2015 11:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dka - 10 янв, 2015 12:54 (UTC) - Развернуть
travnikovug
8 янв, 2015 06:46 (UTC)
Про кризис.
Не знаю, как по другим позициям, а в пригороде Краснодара есть завод и открытая площадка, на которой тысячи комбайнов и тракторов стоят, произведенных в 2014 году. Вы уверенны, что официальной статистике можно верить?
her_shadow
8 янв, 2015 06:56 (UTC)
Re: Про кризис.
Да, расскажите нам про "производство" Клаас. Там производственные операции какие-нибудь кроме прикручивания колёс и установки шильдика "сделано в России" осуществляются? :)

Edited at 2015-01-08 06:56 (UTC)
Re: Про кризис. - techwork - 8 янв, 2015 20:58 (UTC) - Развернуть
Re: Про кризис. - blade_g - 8 янв, 2015 07:53 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Re: Про кризис. - (Анонимно) - 8 янв, 2015 08:42 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: Про кризис. - 0ovo0 - 8 янв, 2015 08:39 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: Про кризис. - 0ovo0 - 8 янв, 2015 08:50 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
Re: Про кризис. - 0ovo0 - 8 янв, 2015 08:58 (UTC) - Развернуть
Re: Про кризис. - blade_g - 8 янв, 2015 09:23 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Re: Про кризис. - (Анонимно) - 9 янв, 2015 00:07 (UTC) - Развернуть
her_shadow
8 янв, 2015 06:55 (UTC)
15 тракторов и 40 бульдозеров?
(Анонимно)
8 янв, 2015 06:57 (UTC)
Ну так нельзя!

Откуда у вас такие цифры?
Ростсельмаш в 2013 году выпустил 4 тысячи комбайнов зерноуборочных.

Поэтому, извините,но вашей "статистике" нет веры. И выводы соответственно-неправильные.
Можете проверить.
По ж/б - спад во многом от перехода на монолитно-каркасное строительство.
Почему нет статистики по кирпичу?(отдельно!!!)
danya7
8 янв, 2015 07:25 (UTC)

Ростсельмаш насколько мне известно перенес производство комбайнов в пресловутую Кандщину. В Раше они комбайны не собирают

Милый Даня! - (Анонимно) - 8 янв, 2015 10:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - setin - 8 янв, 2015 11:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - KeesBM - 8 янв, 2015 13:03 (UTC) - Развернуть
akademik
8 янв, 2015 06:57 (UTC)
Я писал уже несколько раз, без конца мониторю реальные производства и изменения в пищевой промышленности. Галопом растет. И это логично. На этом фоне я бы график поголовья скота и удои еще рассмотрел, на конец 14 год кривая сильно вниз смотрела бы за счет скупки поголовья тем же Казахстаном. Тем не менее, емкость у отрасли колоссальная и она логично вполне в локомотиве. Дальше легкая и обрабатывающая промышленности стоят, переработка. Все, что замыкает внутреннее потребление.
Тяжпром и машиностроение в данном случае вполне логично стагнацию рисуют, капитал должен перейти из короткого и среднего в длинный, капекса не достаточно, субсидировать отрасли нецелесообразно в условиях нынешних реалий.
В целом, идет переформатирование рынка, в Кахахстане ударными темпами идет развитие пищевой промышленности и упаковщики в теме. Много транзита, только с полной переупаковкой. В итоге, думается, дойдут до того, что производства начнут переводить в Казахстан и РФ европейские компании. Еда, одежда, бытовая химия и прочие жизненно необходимые вещи.
Ps на Алтае мы довели поголовье до 1 тысячи, увеличили УК и качнули оборотки. Молочка и мясо на ура идут. Ни рубля субсидий) Продукцию до конца года уже законтрактовали, в июне откроем контракты на будущий год. В начале 14 года даже не мечтали о таких результатах.
xiomar
8 янв, 2015 09:11 (UTC)
Вы КРС разводите? Знакомые работают в агросекторе и пищепроме. Подтверждают оживление. Много новых проектов вокруг. Можно говорить о реальном импортозамещении на этой поляне.

Но сильные пищепром и агропром при отсутствии высоких технологий и машиностроения -- это уровень Бангладеш и Никарагуа.

Edited at 2015-01-08 09:13 (UTC)
(без темы) - akademik - 8 янв, 2015 10:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - was_6ornin - 8 янв, 2015 21:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - akademik - 9 янв, 2015 07:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zaphrail - 8 янв, 2015 11:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - xiomar - 8 янв, 2015 21:36 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - techwork - 8 янв, 2015 20:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - holy_diller - 8 янв, 2015 18:00 (UTC) - Развернуть
timhydr
8 янв, 2015 06:58 (UTC)
А откуда берутся данные по электроэнергии?
demon2106
8 янв, 2015 07:07 (UTC)
промышленности станет немного полегче
Сначала всё высокотехнологичекоепроизводство остановится, так как много импортных комплектующих. Заводы заключат новые договора на поставку комплектующих и всё восстановится, но не сразу.
stranoved
8 янв, 2015 08:54 (UTC)
Промышленность живет не бумажной жизнью
С чего вы взяли, что поставки импортных комплектующих остановились? Например, США по валу в 4 кв. 2014 увеличили поставки техники и ширпотреба, только товары военного назначения сократились. Но буржуй не дурак, он везет к нам военный товар через третьи страны. Да честно говоря, он нам и нафиг не нужен. Нафига их геркулесвоский порох, когда свои порохопатронные заводы простаивают. Этот пиндосский наезд нас очень многому научил, мы теперь четко представляем как работает финансово-экономическая агрессия, и что она не достигнет ожидаемых пиндосами результатов потому, что они увязли в нашей экономике. Они срослись с ней пуповиной и отрубая нам руку, они делают больно себе в первую очередь.
Andry Kon
8 янв, 2015 07:43 (UTC)
все ломать надо,всю экономику. Перестаривать (в хорошем смысле) на другие рельсы,которые нам предложили вызовы истории. Что у нас вообще за экономика - у нас их три,одна это полная блокада страны,торговля через третьи руки,в общем СССР. Вторая переходная ,при Ельцине,и третья десять лет обмен недр на товары "народного потребления" и перепродажа их внутри страны. Я за блокаду. Дело в том,что как заставить мех летать? Надо надеть мех на симпотишную девушку,отвести ее на взлетное поле ,и гоняться за ней на самолете. То есть мех сам не будет летать,или как говорил о. Гундяй "царство небесное нудиться" принуждается. Никакая свобода не заставит мех летать. А открыв все двери г. Ельцин и привел в итоге к тому что мы сегодня наблюдаем. Ведь говорят что Петр прорубил окно в Европу,но почему не говорят "дверь" или "ворота",потому что нам не нужно что то шире чем форточка,сегодня.
vandervart
8 янв, 2015 08:07 (UTC)
все таки мы великая сырьевая держава
правда от нашего величия у нас сейчас образовалось громадная за/дница, но это ничего , мы вытерпим
kukurbicin
8 янв, 2015 08:37 (UTC)
Согласен на все 100%. На то она и Задница, чтобы терпеть!
vhtml
8 янв, 2015 08:13 (UTC)
Все экономические проблемы России происходят от восемнадцатитриллионного долга США.

Движение Научный Союз призывает от дикого капитализма перейти на путь "человечество как большое племя-семья".
(Анонимно)
8 янв, 2015 08:37 (UTC)
Г и К сектор почти не генерирует заказов на отечественную продукцию

а может что-то с ценообразовыванием? проблема с имеющейся 100 рублевой лампочкой сообразить её производство с окончательным пределом хотябы в 120 р
superscotopotam
8 янв, 2015 08:41 (UTC)
Вчера купил бананы по 92!! рубля. Летом были по 45
docjeck
8 янв, 2015 08:54 (UTC)
Дык бананы покупаются за доллар, нет? Или их уже стали выращивать в подмосковных теплицах?
(без темы) - shr_k - 8 янв, 2015 09:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - superscotopotam - 8 янв, 2015 09:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - inoy_dmitriy - 8 янв, 2015 09:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Serzh Sarkisyan - 8 янв, 2015 17:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - botom - 8 янв, 2015 12:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cruelspammer - 8 янв, 2015 18:59 (UTC) - Развернуть
docjeck
8 янв, 2015 08:56 (UTC)
1. Оценка физических объемоВ
2. ни врени? (времени?)
spydell
9 янв, 2015 06:49 (UTC)
Да, исправил, спасибо
xiomar
8 янв, 2015 09:23 (UTC)
Нефтегаз стагнирует, это правда. Уже несколько лет как. Несмотря на высоченные цены на энергоносители. Мало кто из сырьевых компаний был озабочен ориентацией на высокую добавленную стоимость. Нахрена морочить себе бошку какими-то высокими технологиями, когда можно тупо сосать газ и жижу из под земли?

Арабы ударными темпами убегают от сырьевого уклада в высокодобавленный. Строят у себя нефте- и газохимию. Арабы переживут падение цен. А наши парни не строят газохимию. Теперь они белугой завоют. Выгонят многих. Директора по общим вопросам и вице-президенты по связям с регионами пойдут на улицу.

Я помница носился с несколькими нефтехим проектами по нашим нефтяным конторам. Одни тупицы и блатные рыла кругом. Даже слушать меня не хотели. Ну откуда у нас будет высокодобавленная экономика с такими людишками.
(Анонимно)
8 янв, 2015 19:27 (UTC)
Нет у арабов новых крупных проектов в химии.
По РФ. СИБУР-реализуемые проекты по полимерам и полистиролу-15млрд долларов. Роснефть -порядка 5.5 млрд. есть проекты у ЛУКОЙЛа и у татар.
Не следует кричать "все пропало" не посмотрев последнюю аналитику
(без темы) - xiomar - 8 янв, 2015 19:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 8 янв, 2015 19:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - xiomar - 8 янв, 2015 20:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 8 янв, 2015 20:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - techwork - 8 янв, 2015 20:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - xiomar - 8 янв, 2015 21:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spydell - 9 янв, 2015 06:50 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 147 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

spydell
spydell

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

ABOUT THIS LJ


Rambler&apos;s Top100





Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow