spydell (spydell) wrote,
spydell
spydell

Category:

Как ИТ индустрия споткнулась

ИТ индустрия переживает самые суровые времена в своей недолгой истории (продажи оборудования, но не информационных услуг) Продажи компьютеров в первом квартале 2013 упали на 14% к прошлому году – самое значительное падение за 25 лет существования отрасли. Кто, куда и насколько упал - это еще успеем обсудить, но гораздо интереснее докопаться до причины. 2011 год был годом стагнации, в 2012 было первое с начала нулевых падение продаж, а в 2013 падение ускорилось, приобретая лавинообразный характер.

Если не вдаваться в сложные расчеты, а выразить суть, то спрос можно разделить на две основные категории – новые покупатели (те, кто раньше никогда не имел данного товара) и клиенты, имеющие продукцию, но желающие ее заменить.

Какие причины замены?

  • Замена из-за поломки оборудования или выхода из строя (заводской брак, неправильная эксплуатация или же уничтожение товара из-за стихийных бедствий, техногенных аварий, военных действий или просто от акта вандализма).

  • Замена на более совершенную продукцию по техническим параметрам или потребительским свойствам. Рациональный выбор.

  • Замена из-за маркетингового давления, совета друзей, продавца или любых других лиц, где решение принимается исходя не от внутренних убеждений или личной потребности, а из-за внешнего давления. Иррациональный выбор.

  • Замена с целью моды и самоидентификации, соответствия определенным стереотипам в обществе. Иррациональный выбор.

  • Также покупка нового аналогичного товара для личных нужд (был один комп, но потребовалось два или три), так как и в виде подарка другим людям.


Сейчас рынок бытовой техники, мультимедийного оборудования и компьютеров достиг такого этапа эволюции и степени проникновения, что электронную продукцию имеют практически все, тем самым рост за счет новых покупателей невозможен в принципе.

Остается категория тех, кто имеет продукцию, но желает заменить или купить дополнительную.

Итак, понеслась:

Замена из-за выхода из строя и поломок. Заводской брак сейчас составляет пренебрежимо малый процент. Могу ошибаться, но примерно 1 комплектующее из 50-70 тыс выпущенных в оборот имеет заводской брак, но процент брака может повышаться из-за неправильной транспортировки, хранения, монтажа (установки) оборудования. Процент выхода из строя из-за неправильной эксплуатации также снижается, т.к. производители внедрили различные ограничения, лимитаторы и блокаторы на случай экстремальных параметров использования или неправильной установки. В целом за последние 20 лет научились делать достаточно надежное оборудование, которое хотя и ломается, но чаще по вине пользователей. Но этот фактор не играет решающей роли в валовых продажах в виду слишком малой доли.

Замена на более совершенную продукцию. Этот аспект действовал в период бурного развития отрасли и когда потребности не успевали за технической составляющей. Грубо говоря, когда софт шел впереди харда. Лишь 5% пользователей используют компьютеры в профессиональных целей, где критически важна производительность (программирование, 3d моделирование, аудио-видео редактирование, компрессия, декомпрессия, научные вычисления, ресурсные бизнес программы и так далее). Т.е. области, которые масштабируются, где прирост мощности заметен и повышает производительность труда.

Остальные 95% используют компьютер в развлекательных и информационных целях. Проблема заключается в том, что базовые потребности (интернет, почта, документы, просмотр видео, прослушивание аудио, легкие бизнес приложения) с легкостью выполняются на оборудовании 6-7 летней давности. Компьютера образца 2006 года с Core 2 Duo E6600 за глаза хватит для всех основных задач. Единственное, что двигает прогресс – это игры и еще раз игры.

Но и здесь относительная стагнация. Crysis 3 (самая технологически продвинутая игра планеты) на ура идет на компьютере 2010 года, тем самым замена не актуальна. Сам проверял. Прогресс тормозят консоли, которые выпущены более 6-7 лет назад и с тех пор не изменились. Писать графических движок отдельно под ПК и отдельно под консоли никто не будет . Из отчета EA (крупнейшего в мире производителя игр) на ПК приходится лишь 25% продаж. Все производители занимаются портированием игр, где на ПК в лучшем случае ограничатся заменой текстур на более высокодетализированные и добавлением несколько спецэффектов под directx 11.

Раньше до 2008 года игры опережали возможности компьютеров и был дефицит в производительности. Сейчас избыток мощности. Ситуацию может исправить выход консолей следующего поколения, тем самым разработчики начнут создавать более продвинутые игры с визуальной точки зрения, что запустит спрос на ПК.

Но и игроманов не так и много. Хотя в мировом масштабе речь идет примерно о 10-20 млн постоянных потребителей игр разного разлива на ПК против сотен миллионов менее искушенных пользователей. В основном все же речь идет о офисных работниках и домашних пользователях, где все сводится к интернету, почте, документам, аудио-видео и бизнес приложениям. Существующих мощностей хватает более, чем достаточно. Ресурс современных компьютеров в этих задачах не будет использован и на 10%. Разве что Full HD видео может нагрузить систему, но для него хватит компьютера 2009 года. Т.е. в этом плане нет каких либо перспектив к увеличению спроса.

Не стоит забывать, что базовые задачи сейчас заменяют планшеты. Им удобнее пользоваться, чем стационарным компьютером или ноутбуком. В принципе, произошло фундаментальное разделение. Стационарный комп под профессиональное использование и игры, а планшеты для домашних потребностей. Но в макромасштате разрыв в валовых продажах может быть колоссальным, т.к. профессионалы + игроманы - это максимум 20% от всех пользователей ПК.

Замена из-за маркетинга или давления из вне + фактор моды. Это все же актуально для развивающей отрасли, как например планшеты или смартфоны. Вот сейчас для особо контуженных особей самоидентификация в обществе происходит за счет дорогого смартфона - понты. Но где вы видели, чтобы люди хвастались, например стиральной машиной (это осталось в 80-, 90-х годах) или компьютером (конец 90-х, начало нулевых). Компьютер из разряда модных вещей превратился в типичную заурядную вещь для выполнения задач, как например зубная щетка. Аналогичное произойдет со смартфонами через пару лет.

Покупка дополнительного оборудования для личных нужд и/или подарок. То, что несколько может поддержать спрос, но компьютеры стали столь дешевые и доступные, что все, кто хотел купил себе второй, третий компьютер.

Итак, из всего этого вытекает следующее:

  • Высокая доступность компьютеров, бытовой техники и мультимедийного оборудования привела к высокой степени проникновения этой продукции во все слои общества. Данная особенность привела к насыщению потребления. Но это еще не все

  • Высокая надежность,

  • Отсутствие необходимости в замене на новое, т.к. существующих мощностей и функционала достаточно для всех возможных задач.

  • Выход электронной продукции из поля моды, тем самым продукция стала заурядной. Люди уже давно не хвастаются перед друзьями относительно того, сколько мегагерц в процессе или сколько ядер в видеокарте. За исключением смартфонов.


Стал кризис новых идей. Посмотрите, с каким азартом приняли новый кластер продукции (смартфоны и планшеты). Т.е. люди готовы платить, но было бы на что.

Ок, что произошло?

Если новых покупателей нет, а существующие будут заменять компьютеры и электронную технику на 20% реже. Не раз в два года, а раз в 29 месяцев (всего лишь на 5 месяцев позже), то продажи упадут на 20%. А если растянут цикл замены на 5 лет? То продажи упадут более, чем в 2.5 раза.

Сектор достаточно уязвим. Очень хорошо видно по продажам бытовой техники, особенно в сравнении с 90-мы годами. В Японии и Европе бытовую технику в натуральном выражении продают меньше, чем 15-20 лет назад. Компенсируют за счет Азии, Южной Америки и Восточной Европы. Аналогично начинается с компьютерами и мультимедийной продукцией.

Добро пожаловать в период затяжной стагнации, рецессии.
Tags: ИТ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 138 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →