spydell (spydell) wrote,
spydell
spydell

Category:

IPO. Объемы, андеррайдеры, крупные сделки

Что касается корпоративных отчетов, то раз в неделю буду проводить промежуточные итоги для оценки баланса сил и результатов. А пока возвращаемся к IPO – да это именно то, что приносит инвестбанкам огромные деньги. 15 лет назад, когда интернет пузырь входил в свою завершающую стадию развития были крайне забавные случаи. Но сначала маленькое отступление. Вообще долгое время на рынке существовали жесткие правила по рентабельности бизнеса, объеме активов, показателях прибыли, устойчивости бизнеса и репутации компании. На IPO выходили достойные компании. Но это было на NYSE. В это время NASDAQ жил своей жизнью.

Были идиотические случаи. Банкам удавалось размещать компании, в активе которых не было ничего, полный ноль. Ни опыта работы, ни бизнес модели, ни прибыли, а штат составлял несколько человек, которые в гараже выпиливали какой нибудь убогий интернет проект. Так как рынок только зарождался, то лоббистам удалось продвигать условия, которые выводили компании буквально с несколькими месяцами работы, отсутствием отчетности, а о прибыль вообще никто не говорил. Как это удавалось? Аргументацией было то, что компании молодые и перспективные и если сейчас нет прибыли, то будет потом. Т.е. тогда выводили компании, которые не имели ни одного квартала прибыли)

На какой нибудь самопальный проект с реальной стоимостью 20 баксов и пачка сигарет устанавливали 500 миллионов долларов капитализации и впаривали инвесторам. Покупали? Конечно! Как? Никто не смотрел на компании, мало кто интересовался тем, что они покупали. Большинство даже не знали название компании, не то, что ее бизнес модель! Вот ведь абсурд. Но покупали потому, что как только происходило размещение, то акции сразу росли на десятки процентов. Это было казино. Фондам было плевать, кто управляет компанией, какие ее фин.показатели и перспективы. У них был календарь IPO, и они выводили биды на рынок, точно зная, что с вероятностью 95% продадут дороже входа. Из-за высокого спроса даже доходило до такого безумия, что традиционное Roadshow оказывалось простой формальностью, а задача была упаковать как можно больше дерьма и впарить побольше и побыстрее. Чем это закончилось все знают.

После обвала процедуру листинга ужесточили и сейчас в ней появилось здравое зерно, но тогда был полный бардак. http://www.nasdaq.com/about/nasdaq_listing_req_fees.pdf

Задача андеррайтера в техническом и юридическом обеспечении сделки, но основная проблема заключается в привлечении денежных ресурсов – удачном размещении. Нужно установить такую цену, чтобы с одной стороны была максимально возможной, но с другой стороны, чтобы покрытие было высокое. Рынок крайне монополизирован. Здесь есть некоторые негласные правила игры. Любое крупное размещение с вероятностью 99% проходит с привлечением ТОП 5 банков США.
Вот они голубчики. В таблице сумма всех сделок IPO за последний год.

Если компания хочет гарантировано разместиться по максимально возможной цене, то она звонит Голдману или Morgan Stanley. Комиссионные доходят до 10% от цены размещения, иногда выше. Каждый контракт уникален. Эти банки выбирают по причине, что они в полной мере интегрированы в денежный рынок и готовы гарантировать успешность размещения, т.к. управляют конъюнктурой на фин.рынках.

За последний год MS провел 30 сделок, JPM 18 сделок, а GS около 15 сделок.

Средняя цена размещения около 250-300 млн. Поэтому Facebook вне всяких сомнений станет сделкой года.

Во время доткомов в США размещали на IPO под 100 млрд в год еще тех денег. Сейчас около 36 млрд. Мировой объем IPO в 2011 составил 136 млрд при 338 сделках, а на пике было 265 млрд при 556 сделках.

Далее крупнейшие биржи, на которых проводилось IPO. Сумма сделки и количество сделок.

В 2011 году среднее падение размещенных компаний составило около 10% при том, что индекс S&P не изменился по итогам года.

Но самый Epic Fail в том, что все самые крупные размещения 2011 провалились по итогам года. Провал просто чудовищный (последний столбец в таблице). А это от цены размещения!! Т.е. если считать от первого дня, то падение еще более сильное. Иногда под 60-70%

А это по США. Самые крупные сделки в 2011.

Обратите внимание на технологический сектор, который сильно сел в лужу.

Теперь вам ясно, что банки прямо заинтересованы в предельно допустимой цене размещения, т.к. сумма комиссионных прямо пропорциональна объему размещения? Поэтому все крупные размещения неизбежно падают, т.к. размещение происходит по иррациональной цене. Иногда банки выступают, как венчурные инвесторы и помимо комиссионных имеют возможность продать долю в компании.

Бонус. Крупнейшие мировые IPO за все время
Крупнейшие IPO в США
Крупнейшие интернет IPO
Tags: goldman sachs, ipo, jpmorgan, morgan stanley, бангстеры, сумасшедший дом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →