?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Собственно главный вопрос последних лет: а доколе будем стонать и звать на помощь – я про потребителей развитых стран, которые не особо рвутся тратить деньги и перезапускать экономику в новой парадигме, где источником роста выступит нечто другое, а не ипотечное и кредитное безумие. Пока все больше рассчитывают на помощь государства. Конечно, не все так плохо, жизнь ведь продолжается, но с точки зрения цифр, а цифры гос.чиновники и корпорации привыкли видеть хорошие, то до былых сытных времен еще далеко. Я думаю, что было бы не так плохо, если дали рухнуть ВВП США процентов эдак на 10-15% - уровню, где экономика США сейчас реально находится, если сделать коррекцию на дефицит бюджета. Но, как бы не поймут, да и превосходство может быть утеряно. Хотя, вероятно, все же было бы правильнее, чтобы экономика саморегулировалась и нашла собственную точку равновесия, но об этом потом.

Так значит в чем сейчас загвоздка, почему не растут? Естественно причин масса, но возьмем одну из наиболее важных. Попробую предельно просто описать суть сложной проблемы. Представим, что есть 10 экономических агентов (пускай розничных потребителей), которые хотят купить авто и 1 производитель авто, который способен выпускать по 3 машины в год. Сделаем допущение, что пока нет кредитной системы и автопроизводитель (далее АП) работает только на внутренний рынок в пределах одного региона.

1 этап. Допустим из этих 10 человек на начальном этапе только 5 располагают достаточными личными средствами (платежеспособный спрос), чтобы купить авто и они хотят его купить. Т.к. АП выпускает только 3 машины и не может пока расширять производство, то имеет место быть дефицит машин и цены растут до тех пор, пока не отвалятся 2 покупателя из-за нехватки денег, либо из-за нежелания покупать машину по более высокой цене.

ИТОГ: Удовлетворено 3 из 10 потребителей, АП находится в лучшем своем финансовом положении, т.к. получена максимальная прибыль из-за роста цен и реализована вся продукция.

2 этап. Те, кто не успел купить машину в первый год (2 человека) выстроились в очередь, но к ним добавилось еще 2 покупателя, которые за этот год накопили деньги на авто. Цены снова выросли из-за дефицита, но уже не так сильно, как в первый раз.

ИТОГ: в сумме удовлетворен спрос 6 покупателей, АП все еще на подъеме, нанимает сотрудников, готовится к расширению производства и инвестициям.

3 этап. К тому, кто не успел купить машину во второй год добавился еще один человек, накопивший деньги своим трудом – их стало 2, но третьего пока нет. Остаются 2 нищеброда, которые хотят авто, не имеют ресурсов. В итоге автопроизводитель впервые в своей истории вынужден снижать цены на авто, чтобы реализовать свою продукции, либо транспортировать 1 нереализованный авто на склад. АП не может снижать цены слишком сильно, т.к. порог себестоимости ограничен. Но все же он находит спрос от третьего покупателя, который таки нашел бабло.

ИТОГ. 9 из 10 купили машину. АП пока показывает приемлемые фин.показатели, но рынок столкнулся с тем, что платежеспособного спроса уже не достаточно, а АП уже произвел инвестиции в расширение производства и готов выпускать уже не 3, а 4 машины в год!

4 этап. Из региона, в котором проходили продажи авто почти все, кто хотел - уже произвели покупку. Остается последний десятый человек, который так и не смог найти деньги на авто. Тут и подключаются банки, которые предлагают ему кредит на покупку авто. В конце концов последний из потенциальных покупателей все же производит покупку машины, но АП сталкивается с ситуацией, когда в регионе спрос на авто исчерпан из тех, кто хотел купить авто раньше. Сделаем поправку на миграцию и рост населения в регионе и пусть удается продать еще 1 машину тогда, когда мощности выпускают по 4 авто в год.

ИТОГ: Из тех, кто хотел купить – все купили. АП чешет репу, что делать дальше и решает запустить рекламу «авто в каждый дом. Мода на авто, замени машину и получили скидку/подарок»

Этап 5. Реклама сработала и те, кто покупал машину в первый год решают ее заменить, даже не смотря на то, что прошло всего 3 года, таким образом, АП без особых проблем реализует 3 машине своим первым покупателям, а 4 машину продает новобранцам, только что приехавшим в город.

ИТОГ. Система пока еще работает, авто реализуются, но АП приходится бороться за потребителя снижая цены, что в худшую сторону сказывается на финансовых результатах.

Этап 6. На 6 год работы уже начинаются проблемы, т.к. находится лишь 1 покупатель из старичков, решивших заменить машину + 1 разбил авто + 1 покупатель решил взять вторую машину, но с 4 машиной проблемы, ее никто не хочет покупать, даже по сниженным ценам, и она идет на склад.

ИТОГ: АП с каждым новым годом сталкивается с ситуацией, когда адекватного спроса под предложение найти все сложнее. В регионе спрос насыщен, а для выживания АП он должен выходить в другие штаты, города и в дальнейшем на внешние рынки, реализуя продукцию за границей. Там действует аналогичная схема. АП начинает производить экспансию в другие города и страны.

Этап 7. Менеджмент АП наладил логистическую систему, дилерскую сеть, торговые отношения и в течение продолжительного периода времени проворачивает операции такие же, как в своем родном регионе.

ИТОГ: Это на много лет протянуло успешное функционирование АП, который перманентно производит инвестиции в расширение производства.

Этап 8 (ключевой). Через много АП сталкивается с тем, что произошло в его родном регионе. А именно платежеспособный спрос на собственные деньги покупателей полностью себя исчерпал везде, где он представлен, кредиты были выданы всем, кто подходил под требования. Реклама и пропаганда замены авто каждые 2 года больше не работает. Если раньше цикл замены авто был 3-4 года, то теперь он увеличился до 10-12 лет, но 10-12 лет продажи авто были слишком незначительные, а мы помним, что АП расширял производственные мощности.

Т.е. наступила ситуация, что кривая спроса начинала снижаться из-за абсолютно естественных причин – перенасыщение. Темпы продаж превосходили темпы роста доходов, потребности в авто и роста населения. Спрос на авто полностью удовлетворен, каждая семья имеет по 2 относительно новых авто, желающие на покупку нового и замены старого авто есть, но их слишком мало относительно производственных мощностей АП. Основные драйверы роста спроса для АП – экспансия на внешние рынки, короткий цикл от покупки-замены авто и кредитные механизмы, которые позволяли покупать машину тем, кто не смог бы купить на собственные деньги. Теперь эти драйверы не работают.

Это и есть объяснение ситуации, в которой находятся многие производственные компании, ориентированные на выпуск товаров длительного пользования. Первые года, когда товар только появляется – самые злачные для компаний. Эйфория покупателей, борьба за товар, потом уже производитель борется за покупателей, а ситуация, когда даже снижения цен ниже себестоимости не помогает – это финальный этап. После чего система должна перестроиться под новый формат, новые темпы роста существенно ограниченные, чем раньше.

Собственно, с чем столкнулись развитые страны. Представьте человека, который всю жизнь питался на воде и сухарях и попал на стол до отказа наполненный всеми возможными закусками, выпечками, блюдами. Первая категория те, кто имеют деньги. Вторая те, кто не имеет, но им говорят кушайте, а платить будете потом. Первая инстинктивная реакция нажраться вдоволь, попробовать все, что только можно.

Наступает момент обжорства. Тошнота, слабость, тяжесть, хочется хорошенько проблеваться. Так вот: человечество тысячелетия не имело ничего, что есть сейчас. По сути, все существующие окружение, технологии появилось за последние лет 70-80, а технологии за последние 10-15 лет. Люди, которые никогда не видели ТВ, машин, бытовой техники, мультимедийной аппаратуры в течение десятилетий действовали по образу и подобию людей, которые с сухарей перешли на элитные вкусные блюда. Все было в новинку. Развитые страны это попробовали первыми. Теперь переходят к развивающимся.

Теперь естественное насыщение организма, обжорство, отвержение избыточного потребления. Нынешняя система выстроена под то, чтобы телефоны народ менял каждые пол года, а если хотя бы половина начнет делать замену раз в 2 года, то начинаются проблемы. Вот поэтому ожидать скорейшего выхода не стоит.

Рост экономики и потребления в развитых странах (США, Европа, Япония) будет очень ограниченным, возле нуля – это будет балансирование на грани. Должно пройти еще очень много лет, чтобы появилось нечто, которое приведет к взрывному спросу. Кроме того ситуация сейчас осложняется еще тем, что домохозяйства подвержены чудовищному по своей силе сокращению кредитования. Уже приводил схему. Доход 1х. Раньше тратили 1.5х, где (0.5х кредиты), сейчас многие дмх вынуждены тратить 0.5х (где доход x минус выплаты по кредитам 0.5x). Поэтому, имхо, кто ставит на быстрый выход из кризиса развитых стран может промахнуться. Там еще будут развиваться долговые проблемы из-за того, что государство активно субсидирует экономику для поддержания прежнего формата жизни, но этот цирк не долго продлится ))

Comments

( 60 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
bastrakof
12 май, 2011 02:52 (UTC)
коротко хотелось бы поправить, что производитель и сам взял кредит на упомянутое расширение, а потребители перестали покупать, в том числе, потому что кредиты за прошлые авто еще не выплачены.
банки всех взяли за горло. денег дадут - бизнес пойдет, не дадут - поползет (скорее вниз, чем вверх).
spydell
12 май, 2011 16:30 (UTC)
Это в общем то имелось в виду в 8 этапе, когда кредитов брать некому, а те, кто взял больше не хотят покупать авто. По сути сейчас система находится как раз в этом положении.
her_shadow
12 май, 2011 02:57 (UTC)
Ну автопроизводитель не будет что-то снижать и расширять.
Увы, он будет очередной раз менять форму фар и бампера, немного менять торпеду, навешивать ненужные потребителю системы которые постепенно становятся нормами сертификации, и прибавлять к ценнику очередные пару килобаксов.
(Анонимно)
12 май, 2011 08:17 (UTC)
называется Ресталинг
(без темы) - spydell - 12 май, 2011 16:31 (UTC) - Развернуть
her_shadow
12 май, 2011 02:59 (UTC)
А вообще все это выглядит сверху наверно как "закон тенденции нормы прибыли к понижению". :)
mega_lodon
12 май, 2011 04:22 (UTC)
все очень просто - законодательно заставить менять машину каждые 2 года! а потом, когда спрос снова уменьшится - каждый год!
kivi_rtsb
12 май, 2011 05:45 (UTC)
Не просто. В зачет идет только платежеспособный спрос, а не то, сколько могли бы потребить. Ясно, что много. Прежде ставка была сделана на расслабленность в вопросах потребления. На гламур, когда принято было регулярно менять работающие вещи, чтобы просто побаловать себя шопингом. Кредиты выдавались всем кому не попадя, требования были неадекватно снижены в стране непуганных идиотов. Отношение к деньгам было как к грязи, от них надо было просто избавиться. И если даже при этих условиях система дошла до своего естественного предела, то дело дрянь.
(без темы) - spydell - 12 май, 2011 16:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spydell - 12 май, 2011 16:32 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
12 май, 2011 04:24 (UTC)
подъем закончился, вышли на плато.
(Удалённый комментарий)
kivi_rtsb
12 май, 2011 06:37 (UTC)
Re: капитан очевиждность
Вы исходите из того, что кризис циклический. Но это не так. При циклическом кризисе спрос в целом не поврежден. Текущий кризис структурный в том смысле, что кредитная парадигма исчерпала себя, дойдя до своего естественного предела. Тригером была невозможность обслуживать долги при существующих денежных потоках. Но под существовавшую кредитную парадигму были созданы огромные избыточные мощности. И пока все не придет в соответствие, а этот процесс из-за стимулов откладывается, ничего не закончено. Там где находится равновестная ситуация, туда не хочется даже смотреть, страшно.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - sergeysalt - 12 май, 2011 07:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kivi_rtsb - 12 май, 2011 10:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kivi_rtsb - 12 май, 2011 10:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergeysalt - 12 май, 2011 12:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kivi_rtsb - 12 май, 2011 13:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergeysalt - 12 май, 2011 17:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kivi_rtsb - 12 май, 2011 21:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - qwert21 - 12 май, 2011 17:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergeysalt - 12 май, 2011 07:32 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
12 май, 2011 05:24 (UTC)
прото нужно уничтожение ранее провизведенных , для этого подходит война, природные катаклизмы, главное чтобы это происходило на территории производителя, либо на территории конкурента
spydell
12 май, 2011 16:38 (UTC)
Да, раньше работало. Посмотрим пока на примере Японии с их землетрясением.
isrovor
12 май, 2011 06:08 (UTC)
Сценарий для фильма. Всегда думал почему в Израиле не выпускают авто и налог на авто 107 процентов. Ford focus минимальной комплектации 120000 шекелей. Спасибо за развернутый ответ. Вкладывают толко в высоко технолгичное производство. Минимальная зарплата 4300 шекелей. 1/3.5. При этом кредит на машину , до 40-50 процентов, бесплатный.
(Анонимно)
12 май, 2011 10:29 (UTC)
не надо тут про мудрых евреев, просто Израилю исторически карта поперла однажды - выехало много технарей из СССР + стратегический союз (власть над) США, которые никого другого в столь узкую нишу как авионика не пустят, а Израиль - пустят. какие еще в Израиле высокие технологии? сидят на дотациях США + гавань для сбежавших отовсюду мошенников и их капиталов + дешевый арабский труд
а в перспективе - не будет такой страны относительно скоро по историческим меркам. демография + скорая потеря сверхпокровителем (США) своей роли обрекают Израиль на капут. + Раньше за арабов был СССР, скоро будет - Китай (на что толкает энергобаланс и свободная ниша)
(без темы) - isrovor - 12 май, 2011 12:08 (UTC) - Развернуть
just_trade
12 май, 2011 06:18 (UTC)
Ок, не будет США, не будет спекуляций, нефть вернется на свой ресльный уровень в 10 баксов, и распильный руский мишка будет лапу сосать, в этом и есть позитив?

Тот кто ставить против США в конечном итоге обанкротится. Для несогласных есть томагавки
kivi_rtsb
12 май, 2011 06:23 (UTC)
Активы будут дешеветь. Деньги дорожать, как не странно это кажется. Тот кто это понимает, тот будет и при деньгах и при активах.
(без темы) - just_trade - 12 май, 2011 06:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kivi_rtsb - 12 май, 2011 06:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - just_trade - 12 май, 2011 07:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kivi_rtsb - 12 май, 2011 07:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - just_trade - 12 май, 2011 07:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kivi_rtsb - 12 май, 2011 08:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 12 май, 2011 10:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spydell - 12 май, 2011 16:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elseoneilay - 13 май, 2011 18:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 май, 2011 18:30 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
12 май, 2011 07:01 (UTC)
В рассуждениях есть логическая ошибка
Модель описана статистически неверно. По истечение некоторого количества лет на руках у потребителей будет например 100 единиц техники с разным сроком службы и статистически в год по тем или иным причинам замены потребует опять примерно от 10 до 30% устройств. Те производство и поддержка парка устройств как и спрос выходят на Плато ). У вас косячок-с))
spydell
12 май, 2011 16:40 (UTC)
Re: В рассуждениях есть логическая ошибка
Так это же учтено в том, что я писал, когда говорил, что первая волна покупателей начала менять авто, но потом сбавили обороты в силы различных обстоятельств.
maxkatz
12 май, 2011 08:09 (UTC)
Спасибо, очень интересно
(Удалённый комментарий)
kivi_rtsb
12 май, 2011 10:30 (UTC)
Я, к примеру, отличий вообще не замечаю.
(без темы) - isrovor - 12 май, 2011 11:21 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - isrovor - 12 май, 2011 12:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - spydell - 12 май, 2011 16:43 (UTC) - Развернуть
petunder
12 май, 2011 12:45 (UTC)
Я думаю, что все несколько не так.
Первична энергия. Джоули. Далее идет технология, которая за счет утилизации этой энергии позволяет превращать с виду говно в полезные продукты.

В процессе развития технологии энергии расходуется меньше, а полезных товаров становится больше.

Соответственно, деньги и финансовая система, по сути являются надстройкой над потоками энергии и технологиями ее утилизации, направляя энергию и технологии в одно русло и не направляя в другое. Критериями выбора конкретных технологий утилизации энергии я заморачиваться в этом коменте не буду, конечно же, глубокий вопрос.

Итак, у нас есть более базовые, фундаментальные вещи, нежели чем деньги. Соответственно, при определении роста или падения, надо смотреть именно на них с определенной поправкой на развесовку эффективности утилизации энергии по конкретным отраслям и технологиям.

Если мы посмотрим на количество Дж., то увидим, что происходит некоторое сокращение потребления энергии, несмотря на то, что идет рост экономики. Это может говорить о нескольких моментах:
1. идет накачка экономики необеспеченными энергией или технологиями бумажками
2. в экономике появились энергосберегающие технологии, которые позволяют произвести нужное количество жопогреек с меньшими затратами энергии
3. прежнее количество жопогреек уже никому не нужно

Вы рассмотрели только третий вариант, но ведь есть еще первые два?!

Также, надо смотреть немного шире. Очень многие вещи вошли в нашу жизнь довольно прочно и у них, выражаясь понятным языком, есть очень мощный уровень поддержки, так как люди уже физически не готовы от них отказаться. Взять тот же сотовый телефон, который вошел в перечень базовых потребностей уже как несколько лет. Люди могут отказаться от айфона 5Джы, но разговаривать не перестанут, просто перейдут на простенькую нокию.

Другой вопрос, что домохозяйства в какой то момент времени оказались перекредитованы и сейчас пытаются вернуться в зону комфортного соотношения долга к доходу, что совершенно естественным образом, вызывает сокращение спроса на товары с высокой добавленной стоимостью. Но это временно и я более склонен верить в то, что это явление действительно носит циклический, временный характер.

как то так. )
kivi_rtsb
12 май, 2011 13:08 (UTC)
Уровень поддержки мощный. Машину, к примеру, можно менять раз в 15 лет, а не каждые три года. Но вся современная экономика построена на том, что все эти уровни поддержки ломаются специально. Гламуром. Агитацией за потребление. Конечно человеку надо объективно мало. Но с ним работают и убеждают, что ему многое необходимо. И он работает, работает, чтобы достигнуть желаемого. А с принципом утилизации эергии, производительностью все это имеет мало общего. Технологии не помогают справиться с долгами, лишь могут вызвать новые и переключить на себя спрос с традиционных объектов с риском депривации существующих отраслей.
(без темы) - spydell - 12 май, 2011 16:50 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
12 май, 2011 18:50 (UTC)
Вы описали ситуацию "замкнутой экономики".
Что рассматривал ещё ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ "ЗАМКНУТОЕ ТОРГОВОЕ ГОСУДАРСТВО"
Выход из ограничения роста "замкнутой экономики" ФИХТЕ видит в экспорте товаров. Вы рассматриваете миграцию. Хотя есть ли разница что меняет местоположение, товар, или покупатель?
Если не знакомы, то почитайте.
http://www.economics.kiev.ua/index.php?id=624&view=articles

Кстати, в результате глобализации экономика становится замкнутой, но уже не в границах государства, а в границах планеты.
(Анонимно)
12 май, 2011 18:59 (UTC)
А вот Беня Вертолёт обещал. :)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 60 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

spydell
spydell

Latest Month

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

ABOUT THIS LJ


Rambler&apos;s Top100





Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow