spydell (spydell) wrote,
spydell
spydell

Category:

Что творится с авторынком? Небольшое исследование

В последнее время появилось достаточно много восторженных комментариев, касаемых авто рынка в США. Новостные агентства приводят какие-то невероятные годовые темпы роста, чуть не 40 или даже 60% по отдельным моделям. Не хочу портить идиллию, но чтобы внести ясность, то следует понять то, где были, а где сейчас.

Авто-производители не только в США, но и в Европе, Японии, не говоря уже о других странах переживают тяжелые времена. Спрос на продукцию в развитых странах перманентно снижается уже несколько десятилетий и авто-производители ничего с этим сделать не могут, при этом издержки повышаются. Требуется все больше средства на проектирование, исследования, разработку, маркетинг и дистрибьюцию. Цены на авто за последние 10 лет на большинство моделей практически не изменились, даже упали в номинальном выражении при том, что качество авто существенно выросло.

Бизнес крайне тяжелый. Производство одного авто требует невероятно большого производственного цикла, исключительной логистики, ведь задержка в поставке всего лишь одного незначительного компонента в машине может сорвать всю производственную стадию с колоссальными убытками. Это то, чтосейчас происходит в Японии. Они работают по принципу "минимум запасов", "поставки точно в срок, по требованию". Из-за этого Хонда и Тойота сократили производство более, чем на 50% в марте и апреле после проблем с поставками из-за Фукусимы и цунами. Маржа минимальная, компании в большей степени работают на грани убытка во всем мире. Фактически, автобизнес – это благотворительность ))) Из-за высокой конкуренции производители вынуждены демпинговать, сражаться за потенциального клиента, повышать уровень сервиса и качество продукции и все это негативно сказывается на финансовых показателях.

Компания Ford за 20 лет в совокупности проработала себе в убыток. Только за 3 года, с 2006 по 2008 она потеряла не менее 30 млрд долларов и пройдет по меньшей мере лет 7, чтобы компенсировать эти убытки при условии, что бизнес будет развиваться успешно. Это вам на лысого гонять, одновременно кидая фьючерсы туда-сюда или диски штамповать. На производство авто требуется невероятно много усилий, если распечатать всю производственную цепочку с посредниками, то документ получится в буквальном смысле километровым. Путей по минимизации издержек практически нет, т.к. большая часть оборудования и компонентов производится на сторонних заводах, да и маржи практически нет. Буфер отсутствует для маневра.

При этом спрос на авто крайне чувствителен к экономической конъюнктуре. Я бы его назвал главным индикатором спада или восстановления. Потребители при ухудшении финансового положения в первую очередь отказываются от дорогостоящий покупок товаров длительного пользования, куда, вне всяких сомнений попадают машины. Это и подорвало авто компании, которые работали на грани фола. Они не смогли вовремя перестроить и диверсифицировать бизнес в сторону развивающих стран. Кроме того США долгое время делали акцент на прожорливые авто, в то время, как японцы на экономичные. Это и сорвало таких гигантов, как GM и Ford. Конечно у них было много просчетов в управлении, но не маловажную роль сыграл потребитель, который банально перестал покупать авто так, как раньше. Идеология постепенно меняется.

В этом плане инвестиции в авто-бизнес рискованны, т.к. десятилетиями компании могут быть убыточными, но тут инвестиции – это скорее спасение утопающего ))

Во всяком случае, сейчас следующие тенденции в США. Годовые продажи авто в США по март 2011 (т.е. с марта 2010 по конец марта 2011) составляют 12.3 млн. штук. Много это или мало?

Для сравнения в лучше времена стабильно продавали 17-18 млн. Падение можно прикинуть в уме достаточно быстро. И еще в номинальном плане сейчас продают столько, сколько продавали в середине 80-х годов. Отскок от дна совсем незаничтельный, если считать абсолютно, но относительно прошлого года рост почти на 13%, что является максимумом за 25 лет. Честно говоря, я рад, что у них хоть небольшой отскок есть. Это честные ребята, работяги, продают машины по себестоимости, почти ничего не имеют. Это вам не GS или JPM. Парни в производственных компаниях вызывают уважение и сочувствие, когда дела у них идут плохо.

Но если делать коррекцию на прирост населения, но тренд просто ужасающий, ведь 25 лет назад в США было 235 млн человек, сейчас 311. Я сделал коррекцию на всех людей (стариков, инвалидов умственного труда, детей, бомжей и т.д.). Можно было сделать только на рабочую силу, но суть не изменится. Короче сейчас в год на 1000 человек продают чуть больше 50 машин, тогда как в лучшие времена почти под 100. Сокращение в 2 раза.

Обычно есть такая привычка у инвесторов, что бизнес в долгосрочной перспективе растет, если сейчас x продукции выпускают, то через 10 лет скорее всего будет 1.5x для «тяжелых» отраслей, типа производство оборудования, машиностроение, авиастроение. Но по факту получается, что было x, стало 0.5x. Как им работать при таком тренде?

Стараются перебрасывать производство в развивающие страны. В развитых стран спрос банально насытился, не может организм сожрать больше, чем он способен ,а в развивающих как бы денег нема, а кредитование еще не так развито. Спрос есть, но не столь огромен, чтобы заместить недостаток спроса в США и Европе.

Потом еще несколько интересных данных скину ))
Tags: ford, gm, Макростатистика США, автопром, зеленые сорняки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments